Дискуссии по поводу вступления Узбекистана во Всемирную торговую организацию регулярно проходят внутри страны и за её пределами. Отношение населения к становлению членом организации можно назвать неоднозначным. Многие опасаются, что от этого пострадает внутренний производитель, а возможности для экспорта ограничатся.
Генеральный директор консалтинговой компании Commonwealth Partnership Денис Соколов, работавший ранее в Министерстве сельского хозяйства России и занимавшийся реформами аграрной политики для вступления России в ВТО, что заняло почти 20 лет, поделился с «Газетой.uz» мнением о процессе вступления Узбекистана в организацию, изменениях для населения и влиянии на внутреннего производителя.
Всемирная торговая организация — это международная организация, создающая и регулирующая правила международной торговли. Основанная в 1995 году, она заменила Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). ВТО включает 166 государств-члена и охватывает около 98% мировой торговли.
Основные цели ВТО — способствовать либерализации торговли, урегулированию торговых споров и поддержке экономического роста путём установления прозрачных и предсказуемых торговых правил.
Международная торговля всегда является объектом регулирования. Некоторые страны стимулируют экспорт излишков продукции, некоторые пытаются ограничить импорт для поддержания собственного производства. ВТО устанавливает общие правила и принципы регулирования. Многие ошибочно считают, что ВТО заставляет страны отменять таможенные барьеры, однако в реальности принципы ВТО требуют устранения административных ограничений. Условно говоря, страна-член ВТО не сможет запретить всем, кроме одной компании, завозить товар.
Кроме того, вступая в ВТО, страна берёт на себя обязательство по постепенному снижению тарифных барьеров, но при этом у неё остаётся право вводить временные повышенные пошлины, если меняется мировая конъюнктура.
На практике членство в ВТО — это своего рода сертификат соответствия международным стандартам мировой торговли. Но в случае Центральной Азии и Узбекистана в частности, где практики регулирования рынков не имеют длительной истории, членство в ВТО даёт некоторые гарантии от волюнтаристских решений в экономике.
При сохранении сегодняшней экономической политики вступление страны в ВТО — лишь вопрос времени. Процесс вступления включает переговоры и адаптацию национального законодательства в соответствии с правилами ВТО. Многие страны уже успешно прошли этот путь.
В настоящее время Узбекистан активно работает над вступлением, и его заявка находится на рассмотрении. Переговоры о вступлении начались ещё в 1994 году, но были приостановлены, а в 2017 году вновь возобновились. Скорее всего, страна станет членом ВТО до конца десятилетия. Важно понимать, что, подавая заявку на вступление, страна уже берёт на себя обязательства по соответствию принципам ВТО.
Процесс вступления в ВТО может занять от нескольких лет до десятилетий. Например, Китай вступил в ВТО после 15 лет переговоров, а Россия — после 18 лет. Это связано с необходимостью адаптации национального законодательства, проведения торговых переговоров и достижения консенсуса между членами ВТО. Чем более сложная национальная система регулирования, тем сложнее идёт адаптация.
Примерно 20% стран вступают в ВТО в течение 5 лет, 60% — в течение 5−10 лет, а оставшиеся — более 10 лет. Быстрее в ВТО вступают страны с более простой системой регулирования и более специализированной отраслевой струкурой производства. Более длительный процесс у тех стран, которые уже на момент вступления в ВТО связаны большим количеством межгосударственных соглашений, участвуют в региональных экономических союзах. Так как в этом случае необходимо согласовывать вопросы со всеми сторонами.
Страна, вступающая в ВТО, должна привести свои торговые и экономические законы в соответствие с международными нормами организации, включая соблюдение правил о тарифах, субсидиях, интеллектуальной собственности и других аспектах. Например, Узбекистану необходимо будет снизить тарифные барьеры, устранить торговые ограничения и обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности. Также требуется прозрачность и предсказуемость торговой политики.
Вступление в ВТО не скажется одномоментно на экономике страны и её инвестиционной привлекательности, однако это важный элемент для интеграции в мировую экономику и участия в рынке капитала.
Я полагаю, что среди выигравших секторов экономики могут быть перерабатывающие производства за счёт увеличения добавленной стоимости и глубины переработки сырья в стране. До сих пор сельское хозяйство и промышленность недостаточно участвуют в цепочке создания стоимости, предпочитая экспортировать сырье, а не продукты переработки и потребительские товары.
Например, текстильная промышленность может увеличить объёмы производства и экспорта благодаря снижению тарифных барьеров и улучшению доступа к сырью и технологиям.
Для обычного жителя страны вступление в ВТО на среднесрочном горизонте будет означать улучшение качества товаров и услуг благодаря усилению конкуренции и доступ к большему ассортименту товаров. Также могут появиться новые рабочие места и улучшиться условия труда. Например, снижение тарифов на импортные товары может привести к снижению цен и повышению доступности качественных товаров для населения.
Вступление в ВТО не приведёт к уничтожению внутреннего производителя, так как инструменты для протекционизма остаются в руках правительства. ВТО лишь обязывает использовать эти инструменты прозрачно и обоснованно.
Важно также отметить, что ВТО предоставляет механизмы защиты внутреннего производства, такие как антидемпинговые меры и меры по защите от субсидированного экспорта другими странами.
ВТО не поощряет использование барьеров в торговле под видом санитарных норм и не налагает обязательств закупать импортные семена и племенной скот. Это остаётся свободным выбором для предпринимателей. Уже сейчас в Узбекистане используются саженцы фруктовых деревьев из Италии и других стран. Участие в ВТО позволит расширить переработку и качественное хранение продукции. Не секрет, что сегодня в стране значительная часть плодовой продукции пропадает. Поэтому производство соков, концентратов, консервация и т. д. окажет благоприятный эффект для экономики.
Логистика может упроститься благодаря внедрению международных стандартов и процедур, что приведёт к снижению торговых барьеров и ускорению товарооборота. Вступление в ВТО предполагает проведение реформ в таможенном администрировании, улучшение инфраструктуры и внедрение современных технологий, что способствует ускорению логистических процессов и снижению затрат.
Для крупных компаний проблемой является не столько размер таможенных пошлин, сколько непрозрачность и сложность процедур при импорте и экспорте, отсутствие «специмпортеров», пользующихся льготами при импорте. Наличие таких льгот вроде бы призвано понизить цены на внутреннем рынке, но на практике снижает конкуренцию, так как никто не хочет работать на одном рынке с компанией, которая не платить пошлины.
Большая часть подготовки заключается в работе с нормативными документами и бюрократическими процедурами, поэтому не представляет интереса для широкой публики. О ходе работы можно судить по выступлениям президента на Ташкентском инвестиционном ежегодном форуме. Кроме того, участники рабочей группы проводят встречи с экспертным сообществом в рамках международных торговых палат, на которых информируют о ходе переговоров.
Резюмируя, можно сказать: вступление в ВТО может сильно повлиять на бизнес крупных корпораций и естественных монополий, которые пользуются преференциями от государства. Но такие компании являются частью переговорного процесса и для них не будет сюрпризов. ВТО предусматривает возможность переходного периода, чтобы компании могли адаптировать свои бизнес-модели и процессы к либерализации рынка.
Для среднего, мелкого и даже крупного бизнеса, уже работающего в конкурентной среде, ВТО принесёт выгоды, так как облегчит доступ к технологиям и экспортным рынкам. Это будет окно возможностей, которым нужно будет суметь воспользоваться. Не исключено, что те, кто будет работать по старинке, уступят в конкурентной борьбе даже не иностранным компаниям, а местным, более эффективным и передовым компаниям.
Для граждан постепенно будет расширяться ассортимент, качество и доступность товаров, откроются новые рабочие места. Либерализация торговли поддержит рост доходов населения.
Главное помнить, что все эти процессы не происходят одномоментно. ВТО — лишь инструмент. Насколько он будет эффективен зависит от властей, бизнеса и экспертов в различных отраслях.
Источник: Gazeta.uz
Фото:Шестое заседание рабочей группы по вступлению Узбекистана в ВТО, март 2023 года. Пресс-служба МИПТ (архив)